Готический стиль в интерьере.
Французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico
производны от латинского gotthus и греческого gothos. Древние римляне
называли готами все варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы
империи.
Вновь термин «готика» появился уже в литературе итальянского
Возрождения для обозначения искаженной латыни. А средневековую
архитектуру тогда называли tedesca, что на итальянском означает просто
«немецкая». Позже «готика» стала насмешливым прозвищем для всей
«варварской», «примитивной», отжившей свое средневековой культуры.
Согласно одной из легенд, термин «готика» в отношении «варварской»
готической архитектуры впервые употребил Рафаэль, когда докладывал папе
римскому Льву Х о ходе строительства собора Святого Петра. Великий
художник не подозревал, что дал название величайшему из стилей
Художественный
секрет готической архитектуры – в том, что ее зрительная конструкция не
совпадает с реальностью. О. Шпенглер констатировал, что «готический
стиль растворяет материальность в пространстве». Огромный тяжелейший
свод кажется облачно-воздушным, а ряды поддерживающих его пучков
колонн, устремляясь вверх с грацией тростниковых стеблей, не дают
возможности сориентироваться, понять логику конструкции, осознать
масштабы. Кажется, что почва уходит из-под ног, а сам ты вместе с
нефом-караблем плывешь-возносишься в бесконечные миры… Ключевой момент
готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет –
символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.
Готика — стиль архитектуры зародившийся во Франции,
отличается своей изысканностью. В нем важны не столько применяемые
цвета и материалы, сколько их сочетаемость и стилевое единство с
обстановкой дома, гармония старинных предметов с современными. Картины
в красивых окладах, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены,
отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины. Окна во
Французских домах, кстати идут от пола и всегда имеют маленькие
балкончики.
Готический стиль (2 пол. XII-XV вв.). Стиль сложного
психологического состояния, он стал воплощением всего периода Средних
веков в понимании современного человека. Готика — в основном
архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень
существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не
сравнимое "лицо": огромные окна, многоцветные витражи, световые
эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех
конструктивных элементов. Динамика и экспрессия форм поздней,
"пламенеющей", готики.
Воспроизвести в чистом виде готический стиль в современном помещении
достаточно проблематично, но элементы этого стиля активно используются
как в дизайне интерьеров загородных домов, так и в дизайне интерьеров
квартир. Стрельчатые витражные окна, кованые винтовые лестницы - все
это великолепно гармонирует с декоративным оформлением из
искусственного камня. Для отделки цокольной части стен и каминной зоны
используют образцы, имитирующие гладкий булыжник, выразительный дикий
камень, шероховатый известняк. Необходимый "замковый" эффект создают
также обрамленные искусственным камнем дверные порталы и оконные
проемы. Интересное впечатление возникает в результате использования
контрастных цветов и фактур. Распространен прием обманки, когда часть
стены с "утратами" обнажает "древнюю" каменную кладку.
Свои особенности имеет и мебель готического стиля. Это жесткие
сундуки Кофра с чугунными клепками, которые выполняли роль лежанок;
всевозможные ширмы и этажерки; большие тяжелые шкафы для книг с
резьбой, повторяющей мотивы окон в виде аркад. Целым произведением
искусства можно считать кресла на подиумах с витыми колонночками по
углам и с балдахином, защищающим от сквозняков. В те годы в быту
используется медная, керамическая посуда. Сосуды выполнены из темного
стекла с удлиненными горлышками и изящными ручками.
Основными орнаментами готического стиля являются геометрические
арки и элементы растительного мира, чаще в виде листьев винограда или
клена. Цветовая гамма средних веков безрадостная, темная, холодная.
Серый камень, скучная охра дерева, красно-малиновые и темно-зеленые
цвета тканей придают интерьерам мрачность, таинственность и
психологическое напряжение. Особую стилистическую заданность интерьеру
придает использование витражей в традиционной для готике цветовой
гамме, при чем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих
стенах с внутренней подсветкой.