Философия
этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на
бытийном отношении Бог - человек. Однако при этом у философии были свои, отличные
от религии, функции, связанные с основным ее свойством - сомнением (в
истинности вероисповедных догматов) .
В
средневековой философии можно выделить два
этапа ее становления - патристику
(2-8 вв.) и схоластику
(11-14 вв.), четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика- совокупность теолого-философских
взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства,
опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона. Второй этап в
развитии средневековой философии, схоластика, представляет собой
тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать
принятые на веру идеи и формулы.
Общим местом,
при рассмотрении средневековой философии является выделение вопроса о
соотношении веры и знания, религии и философии. Можно выделить три философские
позиции. Во-первых, догматы веры предлагаются
разуму как аксиомы, сами не подлежащие не доказательству ни критике, но дающие
отправную точку для цепи логических умозаключений. Эта точка зрения принадлежит
Августину и Ансельму Кентерберийскому. Вторая
позиция о соотношении веры и знания означает, что предпринимаются попытки
умозрительно обосновать истины веры, переводя их на язык философских
конструкций и нередко рационалистически переосмысляя.
Философия Средних
веков имеет свои характерные черты и особенности. Самой главной особенностью не только философии, но и мировоззрения людей
этой эпохи является теоцентризм. Вторая
особенность средневековой философии – креационизм. Идея творения мира из
ничего. Третья особенность
средневековой философии - провиденциализм. Божественное провидение
действует как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого народа, но так
же и в истории всего человечества.
Четвёртая особенность - богооткровенность.
Богооткровенным считается не только Священное Писание, но и постановления
церковных соборов и творения Святых Отцов. Поэтому никому из христианских
философов вплоть до Пьера Абеляра не приходило в голову сомневаться в цельности
и непротиворечивости всего этого корпуса боговдохновенных писаний.
Пятая особенность средневековой
философии это традиционализм. При несомненной эволюции философии никто
из мыслителей не считал себя первооткрывателем новых идей, а всего лишь
комментатором Священного Писания. Любая
форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям.
Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты, среди которых
Библия считалась основным.
При этом
господствующей тенденцией средневековой теологии являлось своеобразное удвоение мира: над миром людей и
феноменов природы возвышается еще один мир – мир чистых понятий. В целом
«посюсторонний» мир интерпретировался и трактовался как бледный символ
«потустороннего» мира. Поэтому каждый элемент опытного мира является символом
соответствующего элемента иного мира.