СЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. АГНОСТИЦИЗМ.
СЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. АГНОСТИЦИЗМ.
Центральной проблемой познавательного
отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует
отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало
серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания,
так и с особенностями развития науки и самой философии.
Эти трудности связаны, в частности, с тем, что
наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не
только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение
реагирует свето- и цветоощущением.
1. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм,
сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных
знаний, а позднее, сформировался агностицизм – мир непознаваем.
Формы агностицизма:
1. Др. греч. философ Кратил – невозможно познать окружающий мир, т.к.
происходит непрерывное изменение окружающей действительности. Нельзя даже называть
предметы... Можно лишь указывать пальцем... "В одну реку нельзя войти один раз”
2. Классическая форма – англ Д.Юм (XVIII) считал, что человек может иметь дело только
со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о
существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным (не
в состоянии ответить на вопрос – существует мир или нет?).
3. И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это
мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании
опять-таки миром своих ощущений.
Позднее очередной рецидив агностицизма был
связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых
открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.
2. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия
проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том,
что наши ощущения, будучи продуктами развития природы, должны адекватно
отражать природные и социальные объекты.
Подтверждение познаваемость мира находит в
предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в
индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно
сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать
мир.
Познавательное отношение человека к миру носит
социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам
процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие
объекта и субъекта. Содержание знания зависит от самой действительности, в силу
чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс
отражения этой действительности в сознании.
Однако это не пассивное, зеркальное отражение.
Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что
человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях
ее осознанного преобразования.
Познавательное отношение включает и субъект
познания.
Можно сказать, что подлинным субъектом
познания в каждую эпоху является человечество (всеобщность этого процесса), а
отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.
Во-первых: индивид отражает мир согласно уровню своей
теоретической подготовки.
Во-вторых: познавательные возможности носят конкретный
характер (общество в кокой-то степени детерминирует круг его интересов, к
конечном счете познание определяется потребностями общества)
Т.о. познание – процесс отражения действительности в сознании
человека, с целью ее дальнейшего преобразования (процесс активного
целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей,
явлений мира).