Общественное (матер.) производство – основа целостности и
конкретно-исторической целостности общества. Люди не могут производить, если
они не объединяются для этого в общественном производстве на основе обмена
деят-тью.
Социально-ф-кий анализ матер-го производства предполагает рассмотрение
след. основных компонентов матер.-производственной сферы:
1) труда, как комплексного социального
явления;
2) способа производства материальных
благ;
3) закономерностей и механизмов
функционирования матер.-производ-ной сферы в целом.
Сам процесс труда
так же опирается на природные преобразования, включает их в себя. Изменяя всего
лишь формы природного в-ва, он постоянно в процессе этого формирования
опирается на содействие природы. Результаты труда – материальные блага.
Материальные блага
– обработанное, подчиненное воле ч-ка действие природных закономерностей. Т.
о., процесс труда, с самого начала производства и заканчивая произведенным
продуктом, включает в себя природное
основание. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов,
реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая
деят-ть.
Рассмотрим труд с позиции диалектики материального и
идеального. Если материальность труда в определенной мере связана с
природным бытием, то идеальность труда проистекает из того, что это - деят-ть
ч-ка, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к
осуществлению поставленных целей. Идеальное через живую деят-ть ч-ка материализуется.
Труд – это взаимосвязи, взаимопереходы матер-ной
и идеальной сторон.Продуктами труда явл-ся матер. (продукты
питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без к-рых немыслима жизнь) и
духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.
Производство всегда явл-ся общественным потому, что люди не могут
производить, не объединяясь для совместной деят-ти и для взаимного обмена этой
деят-тью.
Итак, труд представляет собой:
1) процесс взаимодействия ч-ка и
природы, активного воздействия людей на природный мир;
2) целенаправленную созидательную
деят-ть ч-ка для удовлетворения постоянно растущих его потребностей;
3) оптимизацию создания,
использования и совершенствования ср-в производства, техники, научных знаний;
4) совершенствование самого ч-ка как
субъекта общественного производства и лич-ти.
Понятие «способ производства матер благ»
(с.п.м.б.) впервые ввели в социальную ф-ю Маркс и Энгельс. Каждый с.п.м.б.
базируется на определенном матер.-техн-ком базисе. С.п.м.б. – это
определенный вид жизнедеят-ти людей, определенный способ добывания ср-в к жизни,
необходимых для удовлетворения матер. и духовных потребностей. С.п.м.б.
– диалект. единство производительных сил (п.с.) и производственных отношений
(п.о.).
П. С. – это те силы (ч-к,
ср-ва и предметы труда), при помощи к-рых общество воздействует на природу и
изменяет ее. Ср-ва труда (машины, станки) - есть вещь или комплекс
вещей, к-рые ч-к помещает между собой и предметом труда (сырье, вспомогательные
материалы).
Разделение и кооперация общественных
П.С. способствует развитию матер. производства и общества, совершенствованию
орудий труда, распределению матер. благ, оплаты труда.
П. О. – это отношения по поводу собственности на ср-ва
производства, обмена деят-тью, распределения и потребления. Материальность П.О.
выражается в том, что они складываются в процессе матер пр-ва, существуют
независимо от сознания людей, носят объективный хар-р.