Религия как форма общественного сознания. Роль религии в современном мире.
Религия как форма общественного сознания. Роль религии
в современном мире.
В философии религии и религиоведении выделяют такие этапы исторической
эволюции религии, как этап естественной религии, этап религии закона, этап
религии искупления.
Религия занимает в жизни общества и человека неоценимо важное место,
выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную,
интегрирующую, культуротранслирующую, легитимирующе – разлегитимирующую
функции.
Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию
человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И
культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют
организации внутреннего духовного мира человека.
Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны.
Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные
направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в
формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз
оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается
различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм
нередко трактуется как религиозная философия.
Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В
античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход
компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия
включала в себя фил.
Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже
средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп
наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были
разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии.
Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так
возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные
абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и
должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта
в истор реальность вне зав-ти от бога.
Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно
выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.
Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений
естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а
папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики
прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым
толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.
Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с
его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов,
непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух
ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный
новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек
почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя
психологически обделенным в мировоззреии.
Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,
восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил
жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара
де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель
эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно
развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил
направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных
абсолютов и норм.