Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и правовое государство.
Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и
правовое государство.
Ведущим звеном в системе полит. отношений общества явл-ся государство
(гос-во). Это не случайно, т.к. главное в полит. отношениях – вопрос о власти,
прежде всего государственной.
По вопросупроисхождения
государства имеется ряд концепций: а) божественного происхождения; б)
общественного договора; в) социально-экономическая и т.д.
Теория божественного происхождения (Фома Аквинский).Гос-во - это раз и навсегда данный институт
гос. власти, ниспосланный богом. Верховный правитель явл-ся наместником бога и
проводником его воли в отношении всех своих подданных. Любые попытки изменить
что-то в гос. устройстве рассматривались как греховные и влекли за собой
божественное наказание.
Теория общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо, Спиноза, Кант, Радищев). До
возникновения гос-ва в обществе царил хаос, так как каждый человек, обладая
всей полнотой прав, стремился господствовать над другими, наталкиваясь на
противодействие других людей. В результате в обществе существовали вечные
раздоры. Чтобы избавиться от этого, люди договорились между собой о том, что
часть своих суверенных прав они передают созданному ими общественному органу –
гос-ву, к-рое должно обеспечивать порядок и согласие между гражданами.
Социально-экономическая (материалистическая)
концепция (Маркс, Энгельс, Ленин). Гос-во существовало не всегда. Оно
результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на
различные соц. группы, классы под влиянием прогрессирующего развития
производительных сил, сопровождавшегося выделением разных видов труда и
образованием института частной собственности (разделение общественного труда). Генетические
предпосылки образования гос-ва в общем-то уже существовали в виде верхушки
родовой знати, к-рая и концентрировала прежде подобные регулятивно управленческие
функции. Поэтому можно сказать, что оно возникло не на пустом месте. Правда, в
истории был период, когда в общественном устройстве господствовала система
выборной «власти» из числа старейшин рода, обладавших особыми личными
достоинствами, к-рые могли справедливо представлять всеобщий интерес. Однако в
разросшемся обществе, в основе к-рого лежала теперь уже экономическая
дифференциация, вполне естественно оказалось и расхождение интересов у
разных групп людей, классов. Но общество должно было функционировать как единое
целое; необходим был, следовательно, орган, осуществляющий управление обществом
(часто основанное на методах принуждения), выработку способов и форм
взаимоотношения между различными народностями, решение вопросов, связанных с
войной и миром, то есть осуществлять реальную власть. Ясно, что подобная власть
концентрировалась на одном полюсе, в руках экономически господствующих классов.
Для осуществления этих функций требовались определенные органы – административно-чиновничий
аппарат, законодательство, суды, армия и т.д., в совокупности и представляющие
собой гос-во.
Итак, гос-во – это организация полит. власти
экономически господствующего класса. Гос-во – организация, обладающая
верховной властью на опр. территории, осущ-щая власть с помощью спец. аппарат.
Основные признаки гос-ва:
1) Публичная власть т.е. особая
система органов и учреждений, осущ-х ф-ции власти.
2) Территория, на к-рую
распространяется его юрисдикция
3) Суверенитет, т.е независимость и
верховенство гос власти внутри и вовне страны.
4) Монополия на легальность силы. 5)
Исключительное право на издание з-на.
6) Право на взымание налогов
Гос-во призвано выполнять многие ф-ции, среди к-рых
важнейшая – хозяйственно-экономическая ф-ция. Культурно-воспитательная ф-ция
также всегда присуща любому гос-ву. Используя рычаги власти, органы гос-ва
могут воздействовать на все звенья полит. системы общества. Главными ср-вами
оказываются политика, административные акты, правовые нормы. Гос. власть
доминирует в обществе и может добиваться своих целей разными средствами -
идеологическим воздействием, экономическим стимулированием, другими косвенными
способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата.
Выделяют также внутренние и внешние ф-ции гос-ва.
Внутренние – защита существующего способа производства,
экономического и соц. устройства; охрана общ. порядка и поддержание дисциплины;
регулирование соц. отношений, обеспечение соц защиты населения. Регулирование
нац. отношений, функция развития духовной культуры, идеологическая,
хозяйственно-организаторская. Внешние – защита интересов данного гос-ва
на международной арене, обеспечение обороноспособности страны, развитие
нормальных отношений с др. гос-вами, развитие взаим. сотрудничества на принципах
мирного сосуществования.
Под формой гос-ва понимаются прежде всего формы
правления, устройство основных институтов плоит власти. В связи с этим
различают монархию и республику. Формы гос
устройства подразделяются на унитарные (единые) и федеративные.
Политический режим – методы осуществления гос
руководства обществом. Демократия – это метод осуществления гос
власти, основанный на принципах подчинения меньшинства большинству,
юридического равенства возможностей для участия в управлении общественными и
гос-ми делами. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее типы и формы,
содержание к-рых определяется тем или иным способом производства. Отсюда выделяются
первобытная (родовая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая
демократия как высшая форма проявления демократии.
Признаки дем. режима: суверенитет народа, периодические
выборы, равенство граждан при управлении гос-вом, властьбольшинства при соблюдении прав меньшинства.
Признаки тоталитарного режима:
·Одна
господствующая идея;
·Массовая
партия с жесткой полувоенной структурой;
·Слияние
партии и власти
·Власть
идет от руководства к массам;
·Сам
лидер создает идеологию;
·Монопольный
контроль над всем обществом.
Правовое государство.
Право – это форма регулирования поведения людей,
совокупность норм поведения, к-рые устанавливаются и санкционируются гос-вом с
целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных,
полит и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Особое значение придается формированию правового гос-ва.
В нем большое значение приобретает принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной, разделение полномочий и функций властей разного
уровня. Правовое гос-во есть правовая форма организации и деят-ти публичной
полит. власти и ее взаимоотношений с индивидами как с субъектами права. В
основе концепции правового гос-ва лежит принцип свободы выбора обществом своего
строя, пути развития. Всякая власть в правовом гос-ве явл-ся ограниченной
законом, гос-во подчиняется праву, право выше власти. В таком обществе
господствует закон, а не отдельная личность. Следовательно, обеспечивается предсказуемость
действий всех официальных государственных учреждений.
Признаки правового гос-ва:
·Верховенство
правового закона
·Свобода
людей и их равноправие с рождения
·Реальность
прав и свобод личности
·Разделение
властей, причем судебная власть развита очень сильно
·Правовая
форма взаимоотношений индивида, общества и гос-ва