Существует
несколько подходов в понимании свободы.
1) Связывают
понимание свободы воли человека только с необходимостью, и следовательно
(Гольбах): "во всех своих поступках человек подчиняется необходимости...его
свобода воли есть химера”. Действительно, если все однозначно необходимо, если
нет случайностей и возможностей, если человек действует как автомат, то о какой
свободе можно говорить.
2) $ и
противоположная трактовка: свобода – это возможность поступать, как хочется.
Екатерина Великая – свобода – это когда никто не может заставить меня делать
так, как я не хочу. Здесь уже имеется элемент противоположности свободы не
столько необходимости, сколько принуждению.
3) Некоторые
утверждают о наличии абсолютной свободы. Легенда о расквашенном носе =>
свобода может и не знать граней, отделяющих ее от ошибочных действий. => нет
абсолютной свободы, свобода всегда относительна (не только в пределах имеющихся
тех или иных рамок, но и различные оценки в разл.системах отсчета. Абс. свобода
– абстракция от реального процесса формир-ия волевого акта ч-ка.
4) Одной из
более разработанных концепций свободы является концепция Бердяева. Связь
свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу
всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода
безосновна. Свобода есть не только выбор возможности, свобода есть творчество,
созидание ранее не бывшего. "Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа
творить не из природного мира, а из себя”. Достоинство – обоснование того, что
подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество человека (в "
моменте свободы – или выбор возможности в материальном мире, или создание новой
ситуации). Недостаток – устранение детерминизма.
5) В
детерминистской философии свобода понимается как способность человека
действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание
объективной необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под
влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям,
интересам
"
волевое решение, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется
в основном его внутренним миром, миром сознания, который не противостоит
внешнему миру (объективному), а является его отражением, и диалектическая
взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением
диалектической взаимообусловленности явлений во внешнем мире. Объективная
детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются
в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей
человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Более того,
сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии
поведения человеком, определяются его интересами, возникающими в ходе его
практической деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания
формируется и развивается под влиянием объективной диалектики.
Реальное
свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных
линий поведения (пр.: целей деятельности, средств, поступков). Объективным
основание ситуации выбора является объективное $ целого спектра
возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием
условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего
возможность переходит в действительность. Реализацию в действительности
получает только та, для осуществления которой частично необходимо, а частично
случайно складываются необходимые условия. В природе в реальной ситуации выбора
практ. не возникает. Ч-к, наделенный сознанием, познавая законы природы и
общества, может выделять различные возможности, сознательно влиять на создание
тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность.
Основанием для ситуации выбора является $ объективного спектра
возможностей, а объективным основание возможностей являетя закономерность и
совокупность различных условий, необходимых для ее реализации. Мера возможности
события прямо пропорциональна мере его необходимости. Сам акт свободного
действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее
реализации в действительности. Выбор, прежде всего, определяется целевыми
установками человека, а они – характером практической деятельности и той
совокупности знаний, которыми человек обладает (прежде всего знание необходимости).
В рамках общей
концепции детерминизма свобод может быть определена как высшая форма
самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном
уровне ее движения. Возможность человека преобразовывать самого себя и
окружающий социум, частичкой которого он является – развивающийся человек сам
творит свою историю.
Проблема свободы тесно связана с проблемой моральной и правовой
ответственности человека за свои поступки. Силовое принуждение здесь не должно
иметь места