Сознание это высшая, свойственная
только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и
самоконтролировании поведения человека.
Сознание сущ не всегда. Оно
возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство
высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное
с созн – отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл
моментом любого взаимодействия. Отражение
– это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе
распространены изоморфные отражения – отпечатки, следы...
Как свойство жив организмов
выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после
раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь
ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ
составляют нач форму психики.
Психика – это способность ж существ создавать чувственные и
обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим
потребностям.
Под психикой чел понимается вся
совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является
частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и
подсознательные и бессознательные процессы.
Трудность решения проблемы
сознания – невозможность обнаружить псих явления с пом органов чувств.
Методы изучения
сознания:
- объективный – о
наличие и содержании псих процессов судят по его поступкам, мимике,
- интроспекции
(самоанализ, самонаблюдение)
Сознание изучают многие науки: Философия, кибернетика,
логика, медицина и т.д. Ф. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании,
дает целостное представление о нем.
Попытка решения
проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением
материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознания религии.
1-ая попытка
решить проблему сознания проявл. в анимизме
(вера в душу).
2-ая – гелозоизм приписывает психологические
процессы всем телам природы.
3-я многие
философы отождествляли психическое с его физиологической основой.
Идеалистическое направление
в Ф поставило проблему активности сознания, но сознание выделялось из матер.
мира и понималось как самостоятельная созидательная сущность (сознание творит
мир).
Материалисты до
Маркса недооценивали активную роль сознания.
Дуализм объясняет
материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга.
Не допустимо, как отождествлять материю и сознание, так и
противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом
единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.
Сознание можно
рассмотреть в четырех аспектах:
1) сознание, как
продукт общественно исторического развития (исторический
аспект).
2) сознание как
функциональное св-во мозга (антологический
аспект).
3) сознание, как
идеальное отображение действительности (гносеологический
аспект).
4) сознание как
регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический
аспект).
Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения
материи и сознания.