Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт,
Спиноза, Лейбниц).
СУБСТАНЦИЯ
(лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие
классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте
внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от меняющихся
свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря
самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С.
трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода"
Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде
всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового
времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки
зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания
бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое
осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания
(Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений
С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть
отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность
изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в
процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция,
сосуществование свойств.
Декарт Осн. черта ф.
мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала:
мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию”. В границах его
физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание
бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о
сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он
не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими
в качестве высшей субстанции пребывает бог.
Бенедикт Спиноза (материалист)).
С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой
себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой
сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое -
бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа,
растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание
природы.
От
субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что
сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое
множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как
бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел
материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены
лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление...
Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть
выведены основные физ хар-ки тел.
Любая
вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть
единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.
Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее
пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады.
Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.