От всех других
живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей
индивидуальной жизни он никогда не достигает высших "целей" жизни
родовой, исторической; в этом смысле он - адекватно не реализуемое существо.
Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные
причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах
(материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого
человека - всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в
историю, в прогресс общества, его культуру.
В этом и
заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через
общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом,
который они реализуют, однако в исторически неоднозначных формах. Совпадение,
единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на
разных этапах истории, и определяет ценность человеческой жизни. Эта мера,
таким образом, не является надличностной или надобщественной, но объединяет
цели и смысл жизни личности и общества, а они могут находиться в противоречии
друг с другом или, наоборот, совпадать в зависимости от
общественно-экономических условий.
Такое
понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается прежде всего на учение
о социальной сущности человека. Любые попытки вывести их из сферы
биологического ошибочны уже потому, что поведение личности определяется
социальными, социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами,
которые являются его регуляторами. Хорошо сказал об этом Л. Н. Толстой:
"Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих
сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена
общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к
этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего
бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен
был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений,
могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется
интегрированием, т. е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни,
свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая
его как одно целое
В мыслях
Толстого привлекает высочайшая человечность, то есть органическая соединенность
мысли и чувства неповторимой и бесконечной в самой себе личности с другими
людьми и человечеством в целом, которая и позволяет осознать, что смысл жизни
заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека.
Мысль о
неизбежности биологической смерти человека, проходящая красной нитью через все
творчество Л. Н. Толстого, неразрывно связана у него с утверждением
нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех, кто
"не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто
думает, что он не умрет... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть
будут иметь смысл и для меня и для всех"
Нравственный
смысл жизни Л. Н. Толстой распространяет и на смерть, и поэтому для него
"человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей,
даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по
мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не
прекращаясь и не зная перерывов". Живя для блага других, человек, считает
Толстой, "здесь, в этой жизни уже вступает в то новое отношение к миру,
для которого нет смерти и установление которого есть для всех людей дело этой
жизни" .
На несколько
ином понимании нравственно-философского смысла человеческой жизни делает акцент
другой русский мыслитель - В. С. Соловьев. Оно резюмируется у него в том, как
решается им вопрос о соотношении личности и общества, их интересов и целей. По
мнению Соловьева, "нельзя по существу противопоставлять личность и
общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что только
средство". Утверждая бесконечность человеческой личности в качестве аксиомы
нравственной философии, он протестует как против индивидуализма, так и против
таких сторонников коллективизма, которые, "видя в жизни человечества
только общественные массы, признают личность за ничтожный и преходящий элемент
общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во
имя так называемого общего интереса". Очевидно, что В. С. Соловьев
выступает здесь с позиций нравственно-этического гуманизма, критикуя всякие
формы мнимого коллективизма и утверждая нравственный смысл человеческой жизни
как процесс совершенствования ее социальной сущности и духовных оснований.