Первым условием реф. науки явл.
усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть
очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов -
рода, пещеры, рынка, театра.
Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по анаогии с
собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе,
ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных
желаний, влечений.
Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект
предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между
предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет
древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.
Рынка - преп, возник вследствии общения между
людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на
основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого
предмета.
Театра - преп, порождаемые некритически
усвоенными ложными мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают
вследствии подчинения ума ошиб мнениям.
ДЕКАРТ:
Проблема
метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод,
посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же
достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом
знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть
только предварит. прием. Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет
необх и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий
истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.
В
познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником
достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ.
место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след.
за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого
представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные
положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.
Воор.
интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если
будет вооружен методом. Метод Д. состоит
из 4 требований: 1. допускать в
кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не
могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные
пробл; 3. методически переходить от
известного и доказанного к неизв. и недок.; 4. не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.