Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
Проблема человека в
философии. Человек, индивид, личность.
Проблема
человека – традиционно одна из центральных в философии. Философская
антропология (фил чел-ка) - часть философского знания, учение о человеке и
о фундамент. основах его бытия - развивается в тесном единстве с другими областями
знания, изучающих человечество на всех историч. этапах его развития.
Первые
представления о человеке возникают задолго до появления философии: в
мифологическом и религиозном мировоззрении.
Наряду
с общими чертами, между воззрениями о человеке в философии древнего Востока и
Греции есть существенные различия.
В
средневек философии преобладает теоцентрический подход: происхождение, сущность
человека, его земная судьба определяются через отношение к Богу.
В
эпоху Возрождения получили дальнейшее развитие традиции античности. Человек
рассматривается не только в тесной связи со Вселенной, но постепенно
провозглашается ее центром, творческим началом, подобным Богу
В
культуре и философии Нового времени человек понимается как самостоятельно
мыслящее, познающее и деятельное существо.
Философия
марксизма рассматривает человека как деятельное историческое существо, которое
в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя
его и себя самого. Марксизм акцентировал социальную сущность человека,
экономическую детерминированность различных сторон его бытия.
Постклассическая
философия XX в.в.
характеризуется "антропологическим поворотом” в философии. Углубление
социальных и экзистенциальных противоречий выразилось в идее уникальности,
хрупкости, кризисности человеческого бытия – одной из отличительных
особенностей философии XX
в. Рефлексия над трансформациями человеческого бытия происходила главным образом
в трех основных направлениях:
Натуралистический
подход в интерпретации человека обращает внимание на высокую степень его
интегрированности в живую природу.
Экзистенциально-феноменологический
подход акцентирует внимание на уникальности человеческого бытия. Бытие
человека приобретает подлинность и личностный смысл в состоянии экзистенциальной
свободы.
Социально-критическое
направление в антропологической философии (неомарксизм, структурализм),
продолжая марксистские традиции, рассматривает различные варианты (политической,
идеологической, коммуникационной, социальной) детерминированности человека: его
поведения, общения, мышления, деятельности. Структурализм особое внимание
обращает на включенность человека в различные социальные структуры.
В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность
как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная
характеристика.
Личность формир в процессе
деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс
социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж.
в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает
необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием
самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной
стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.
Личночть есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических
задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я”. Это Я
определяет хаактер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих
интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений,
ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств
человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости...
Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит
основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в
настоящем, будущем, каким он хотел бы быть