Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
Природа и общество. Глобальный экологический кризис:
сущность, причины, пути преодоления.
Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество
(Ч-во) с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения
динамического равновесия системы общество-природа. Ч-во, превращая все большую
часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по
отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за
преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский
принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность".
Глобальные проблемы – проблемы, к-рые порождены самим Ч-вом. Экологический
кризис заключается в нарушении механизмов саморегуляции под воздействием
человеческой деят-ти. В настоящее время Ч-во находится на пороге эколог.
катастрофы. Экологическая катастрофа – это резкие, необратимые изменения в
природе. Никто не знает, когда она наступит, но это может случиться в любой
момент, т.к. природа – нелинейная система и любое воздействие на нее приводит к
непредсказуемым результатам. Невозможно предсказать «спусковую» причину.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
Ч-ва иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического
сознания. Это означает, что Ч-во должно осознать себя как единое целое в своем
отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и
гармонии с природой - это разумное сосущ-ние людей друг с другом.
Для преодоления экол. кризиса необходимо менять экономическую
стратегию развития, т.е. заменить принцип экономической эффективности принципом
экологической безопасности. Надо избавляться от принципа потребления,
потребительского отношения к природе.
Исторический ракурс – истоки проблемы. До 18 века общество было
аграрным, сословным, оно было стабильным, подчинялось природе, уставам и
законам цехов, сословий и т.п. С развитием капитализма происходит накопление
капиталов, снижается и ликвидируется подчиненность природе, сословиям. Образ
жизни становится динамичным, нестабильным. Именно с этого момента берут истоки
тех проблем, с которыми человечество столкнулось сегодня.