Понятия бытия в философии. Проблема единства мира.
Понятия бытия в философии. Проблема единства мира.
В античной
философии преобладает стремление бытие истолковать как мысль, а все разумное,
многочисленное - это кажимость доступная чувствам. В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие
трактовалось как Бог, духовное первоначало, а все остальное порождается
мыслью. Существование вещей связывалось с формой бытия. Главный тезис
был:" Бог есть само бытие". А человек - ничто, стремящееся перейти к
духовному состоянию. В Новое время
понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век
просвещения, философы вырабатывали такую концепцию бытия, которая позволяла
дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция
рассматривать бытие как единичное фактическое существование (Ф.Бэкон, Т.Гоббс,
Дж.Локк); с другой - строится система абсолютного бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза).
Категория бытия отражает реальность такой, какой
она предстает человеку в практической деятельности. Следует различать виды
бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия
- актуальное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и социальное
бытие.
Объективная
реальность охватывает все то,
что существует и независимо от сознания (т. е, что составляет неживую и живую
природу, сам человек, общество. Субъективная
реальность - это ни что иное, как сознание, мышление, духовный мир
человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, идеях, гипотезах,
теориях. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной
реальности и, в свою очередь оказывает влияние на нее.
Следует различать актуальное (действительное) и
потенциальное (возможное) бытие. Актуальное
бытие - это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале,
все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют прежде
всего бытие естественных вещей и процессов. Актуальное бытие вещей и процессов
природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных
возможностей. Это потенциальное бытие,
которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.
Критерии
существования: 1)
физико-теоретический критерий существования (научное объяснение; опыт; то что
может реализоваться в рамках физических законов; то что можно установить в
пространстве и во времени; элемент системы), 2) математический критерий
существования (то что непротиворечиво в каком-либо математическом образовании;
то что может быть вычислено и определено; то что может быть построено (логическое
строение)), 3) прагматический критерий (существует то, что имеет значение для
меня, то что может принести пользу), 4) экзистенциальный критерий (то что
воспринимается; имеет ценность для меня; то что можно выразить на языке), 5)
религиозный критерий (то что твориться и познается Богом), 6) метафизический и
философский (любой реальный объект, сущее - многообразие бытия (частица, мысль
и др.)).
Мысль о
существовании беспредельного мира как целого, далее сводилась в философии с
тезисом либо о переходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о
непреходящем (или очень длительном) сущ-ии мира как целого в свою очередь
подводила к вопросу о том, как с этим соотносится заведомо преходящие, конечные
вещи и человеческие существа. Так выстроилась именно уже целая цепочка идей,
вопросов. Возникла именно проблема
бытия, расчлененная на тесно связанные аспекты: Корень, смысл
проблемы в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и
приходящего бытия вещей, состояний природы, человеческого существования связан
с вопросом о единстве мира. Мир как непреходящее единство вне и независимо
от нашего сознания. Действительное единство мира состоит в его материальности.
Мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет
внутреннюю логику своего, развития и реально предзадана сознанию, действию
отдельных людей.