Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического
анализа.
(Вопрос №1: Философия и наука, их различие и
проблема взаимосвязи).
Методология –
особый раздел ф., к-рый непосредственно рассм-ет методы познания, их специфику,
это система принципов, способов и методов постижения истины.
Методики образуют особую группу методов, представляющие
собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной
проблемы. Методика отвечает на вопрос «как использовать метод». Выбор верной
методики – важное условие успеха исследования.
Материалом для ф. обобщения явл-ся уже добытые науками знания.
Т.о. объектом исследования ф. как методологии явл-ся сама наука, формы
научного познания. Можно сказать, что ф. – самосознание науки.
Предмет – это некая совокупность свойств объекта, к-рая как бы
«вырезается» из объекта. Ф-ию как методологию интересует наука как система,
продуцирующая знание. Эта система явл. сложноорганизованной, саморазвивающейся
и социально обусловленной, продуктом к-рой явл-ся система знаний. Т.о. ф.
изучает науку как систему, производящую знания. Т.е. предмет ф. – анализ
научного знания и способов его получения.
В 20 в. возникли проблемы в науке в связи с 1)усложнением
объекта изучения, их ненаглядностью, а, соотв., абстрактностью описания; 2)
постоянным пересмотром достигнутых знания. В таких условиях наука нуждается в общих
представлениях, обоснованиях. Так возникла необх-ть в
ф.-методологическом анализе, т.е. в обобщенных рекомендациях, к-рые помогали бы
ученым в исследованиях, служили им «маяком». В сер. 60х появились философы-методологи.
Вопросы методологии.
1.Что
такое научное (н.) знание, в чем его специфика и отличие от ненаучного (всегда
есть предмет(объект) познания, направлена на получение нового знания, н. знание
– объективно, систематично, проверяемо);
2.Какие
исп-ся инструментальные ср-ва (методы, приборы и т.д.);
3.Как
знание возникает, откуда происходит, как развивается;
4.Какие
факторы влияют на развитие н. познания (выделяют внеш. и внутренние факторы);
5.Анализ
структуры н. знания и их взаимодействия (эмпирическое знание – наблюдения,
факты эксперимента; теоретическое – выделение сущности эмпир. знания);
6.Функционирование
н. знания.
Выделяют след. виды идеальных объектов познания:
·Эмпирические (выделение отдельных св-в реальных
объектов. Все св-ва идеал. объектов находятся в реальных, но не наоборот);
Идеализированные (напр., матер. точка, абсолютно твердое (черное) тело.
У таких объектов есть св-ва, кот-х нет у реальных. Такие объекты выражают
сущность явления; теории строятся на их основе, проводя максимальные абстракции
и обобщения).