Понятие форм научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
Понятие форм научного познания (факт,
проблема, гипотеза, теория).
Формы научного познания характеризуют этапы получения и
развития знания. Схема соотношения форм научного познания:
Факт–>Проблема–>Идея–>Гипотеза–>Теория.
Факт – достоверное эмпирическое знание о произошедшем
событии. Но факт констатирует, а не раскрывает сущность. Факт складывается из
след-щих стадий:
1.данные
наблюдений;
2.очищение
(обработка) данных наблюдений;
3.интерпретация
очищенных данных.
Проблема – «знание о незнании», факт недостаточности
знания. Ее нельзя объяснить уже существующими знаниями.
Гипотеза – новое обоснованное знание, к-рое признано
объяснить возникшее противоречие. Является системным, обоснованным, но еще вероятное,
не достоверное.
Переход от проблемы к гипотезе очень сложен, он не является
непрерывным, а характеризуется поиском, озарением (инсайт) и
творчеством. Здесь нет логики открытия, а есть логика, способствующая открытию
(гибкость мышления, творчество…).
Гипотеза должна быть непротиворечивой; объяснять больше
явлений, чем потребовалось для ее создания; логичной; желательно, чтобы была
простой (без излишеств, минимальное кол-во элементов, изящность. Простота – это
не упрощенность).
Гипотеза становится теорией, когда предсказывает ранее
невиданные явления, к-рые впоследствии обнаруживаются на практике. Превращение
гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная
гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний.
Теория – высшая форма научного познания. Это
достоверное, системное, раскрывающее сущность знание. Как система знаний теория
меет сложуню структуру. Основными структурными компонентами теории явл-ся теор
модель, т.е. система абстрактных объектов. Относительно к-рых строятся все
высказывания теории. Эта теор модель сложным образом связана с матем-м
аппаратом теории.