Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
Общественное
и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
(см. также вопрос 57,
59)
С точки зрения материального носителя выделяютобщественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание (о.с.) – это социально обусловленный не
только по механизму своего зарождения и протекания, но и по хар-ру своего бытия
и исторической миссии феномен; оно атрибут общества. О.С. пребывает в
системе «ч-к – деятельность – общение – общество – история – язык – культура».
Когда люди в условиях общественной жизни научаются осознавать мир, они научаются
вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в
языке, выводящем индивидуальное сознание на арену социального бытия. Индивидуальное сознание (и.с.) – это духовный мир личности,
отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деят-ти
данного ч-ка. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному
ч-ку, в к-рых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его
от других людей. И.с. – это духовный мир, к-рый непрерывно развивается,
обогащается, изменяется.
Взаимосвязь общественного
и индивидуального сознания носит взаимный хар-р. О.С. как бы впитывает,
поглощает духовные достижения отдельных людей, а И.с. – несет в себе черты
общественного. Несовпадение И.с. с О.с.
имеет двойственный хар-р: оно или опережает О.с., или отстает от него. Но в их
взаимодействии ведущим выступает О.с. Оно явл-ся предпосылкой возникновения
И.с., условием формирования духовного мира ч-ка.
О.с. надлично., оно
внутреннесоприродно ч-ку:в нем все создано ч-ком, а не какой-либо
внечел-кой силой. Вместе с тем О.с. не количественная сумма И.с-ий, а их качественно
новая ипостась. О.с. не существует для индивидов как внешняя механическая сила.
Каждый из нас вбирает в себя эту силу, по-разному реагирует на нее, и каждый из
нас может по-разному влиять на О.с. Каждое И.с. имеет также и собственные
источники развития, поэтому каждая личность, несмотря на единство объемлющей ее
чел-кой культуры, уникальна.
Носителями О.с. явл-ся
не только индивиды, но и соц групы, общество в целом. Власть общественного над
индивидом выражается в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и ср-в, с
пом. к-рых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания,
к-рое накоплено человечеством веками и вне к-рого невозможно становление личности.
Противоречивое
взаимодействие между О.с. и И.с. проявляется и в том, что первое представляет
собой непрерывный духовный процесс, в то время как другое развивается прерывно.
Не различение индивидуального и общественного
сознания чревато для культуры такими опасными заболеваниями, как догматизм и волюнтаризм. Догматик
обожествляет некогда воспринятую им систему идей, считая ее раз и навсегда
данной истиной, он отказывается от своего личного взгляда в пользу, с его точки
зрения, общественного. Волюнтарист же игнорирует О.с. в пользу И.с.:
если я действую, исходя из стремлений к лучшему, значит, мои побуждения
совпадают с объективными требованиями истории. Волюнтаризм не меньше, если не
больше, догматизма задерживает истор. процесс, питая о.с. многочисленными
иллюзиями.