Пятница, 18.07.2025, 08:02Главная | Регистрация | Вход
Поделиться в Mail.ru

Форма входа

Мини чат

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Философия [ Добавить статью ]

Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.

Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.

 

(см. также вопрос 57, 59)

С точки зрения материального носителя выделяют общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание (о.с.) – это социально обусловленный не только по механизму своего зарождения и протекания, но и по хар-ру своего бытия и исторической миссии феномен; оно атрибут общества. О.С. пребывает в системе «ч-к – деятельность – общение – общество – история – язык – культура». Когда люди в условиях общественной жизни научаются осознавать мир, они научают­ся вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в языке, вы­во­дящем индивидуальное сознание на арену социального бытия. Индивидуальное сознание (и.с.) – это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деят-ти данного ч-ка. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному ч-ку, в к-рых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. И.с. – это духовный мир, к-рый непрерывно развивается, обогащается, изменяется.

 

Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания носит взаимный хар-р. О.С. как бы впитывает, поглощает духовные достижения отдельных людей, а И.с. – несет в себе черты общественного. Несовпадение И.с. с О.с. имеет двойственный хар-р: оно или опережает О.с., или отстает от него. Но в их взаимодействии ведущим выступает О.с. Оно явл-ся предпосылкой возникновения И.с., условием формирования духовного мира ч-ка.

О.с. надлично., оно внутренне  соприродно ч-ку:  в нем все создано ч-ком, а не какой-либо внечел-кой силой. Вместе с тем О.с. не количественная сумма И.с-ий, а их качественно новая ипостась. О.с. не существует для индивидов как внешняя механическая сила. Каждый из нас вбирает в себя эту силу, по-разному реагирует на нее, и каждый из нас может по-разному влиять на О.с. Каждое И.с. имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность, несмотря на единство объемлющей ее чел-кой культуры, уникальна.

Носителями О.с. явл-ся не только индивиды, но и соц групы, общество в целом. Власть общественного над индивидом выражается в обязательном принятии индивидом исто­ри­чески сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и ср-в, с пом. к-рых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содер­жа­ния, к-рое накоплено человечеством веками и вне к-рого невозможно становление личности.

Противоречивое взаимодействие между О.с. и И.с. проявляется и в том, что первое представляет собой непрерывный духовный процесс, в то время как другое развивается прерывно.

 

Не различение индивидуального и общественного сознания чревато для культуры такими опасными заболеваниями, как догматизм и волюнтаризм. Догматик обожествляет некогда воспринятую им систему идей, считая ее раз и навсегда данной истиной, он отказывается от своего личного взгляда в пользу, с его точки зрения, общественного. Волюнтарист же игнорирует О.с. в пользу И.с.: если я действую, исходя из стремлений к лучшему, значит, мои побуждения совпадают с объективными требованиями истории. Волюнтаризм не меньше, если не больше, догматизма задерживает истор. процесс, питая о.с. многочисленными иллюзиями.
Категория: Философия | Добавил: Ostin (25.08.2010)
Просмотров: 10870 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Харольд Торсен © 2025 Шуйская Барахолка |