Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, абстрагирование).
Общелогические методы
познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование,абстрагирование).
Познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние
существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с
другом. Для того чтобы осуществить эти шаги, необходимо целый предмет расчленить
на составляющие части, а затем изучить их, выделяя св-ва и признаки,
прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После
того как эта познавательная задача решена, части вновь можно объединить в
единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, кот-е опирается
на глубокое знание внутренней природы предмета. (Надо заметить, что согласно
структурному методу, св-ва целого объекта определяются НЕ св-вами составляющих
его частей, а хар-ром и типом взаимодействия составляющих элементов.)
Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального
расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью
их всестороннего изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез
- это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Анализ и синтез явл-ся наиболее элементарными и простыми приемами познания,
которые лежат в самом фундаменте чел-кого мышления.
В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже
имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному,
можно либо использовать знания об отдельных фактах, либо, наоборот, опираясь
на общие принципы, делать заключения о частных явлениях.
Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и
экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение),
особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется
от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную
и неполную индукцию. Основой индукции явл-ся опыт, эксперимент и наблюдение, в
ходе кот-х собираются отдельные факты.
Противоположностью индукции является дедукция, где,
опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра. В отличие от индукции,
с кот-й дедукция тесно связана, она в основном используется на теор-ком уровне
познания. Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том
случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное
обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная
идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теор.
системы. Созданное таким путем теор. знание предопределяет дальнейший ход
эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.
Т.о. индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым
образом, как синтез и анализ.
Моделирование – это метод изучения объектов с помощью
моделей (копий), к-рые берутся место оригинала. Моделирование применяется
тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Этот метод широко
применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным
(предметным) и идеальным (знаковым, информационным).
Абстрагирование. Задача теор познания состоит в том, чтобы дать целостный образ
исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное
переплетение самых различных связей. Теор исследование выделяет эти связи и
отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких
абстракций не дает еще представления о природе явления, о процессах его
функционирования и развития. Для того, чтобы создать такое представление,
необходимо мысленно воспроизвести объект во всей его полноте и сложности его
связей и отношений. Для этого необходимо выделить основные абстракции,
характеризующие изучаемых объект, а затем, постепенно развертывая их содержание,
построить целостную систему понятий, раскрывающую не только отдельные связи и
стороны объекта, но и конкретное взаимодействие этих связей.
Такой прием исследования называется методом восхождения от
абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит
главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом
прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые
связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте
сущность изучаемого объекта.
Методом восхождения от абстрактного к конкретному применяется
при построении различных научных теорий и может использоваться
как в общественных, так и естественных науках.