О различии между аналитическими и синтетическими
суждениями.
Во всех суждениях, в которых мыслится отношение
субъекта к предикату (я имею в виду только утвердительные суждения, так как
вслед за ними применить сказанное к отрицательным суждениям нетрудно), это
отношение может быть двояким. Или предикат В принадлежит субъекту А как нечто
содержащееся (в скрытом виде) в этом понятии А, или же В целиком находится вне
понятия А, хотя и связано с ним. В первом случае я называю суждение
аналитическим, а во втором - синтетическим. Следовательно, аналитические - это
те (утвердительные) суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится
через тождество, а те суждения, в которых эта связь мыслится без тождества,
должны называться синтетическими. Первые можно было бы назвать поясняющими, а
вторые - расширяющими суждениями, так как первые через свой предикат ничего не
добавляют к понятию субъекта, а только делят его путем расчленения на
подчиненные ему понятия, которые уже мыслились в нем (хотя и смутно), между тем
как синтетические суждения присоединяют к понятию субъекта предикат, который
вовсе не мыслился в нем и не мог бы быть извлечен из него никаким расчленением.
Например, если я говорю все тела протяженны, то это суждение аналитическое. В
самом деле, мне незачем выходить за пределы понятия, которое я сочетаю со
словом тело, чтобы признать, что протяжение связано с ним, мне нужно только
расчленить это понятие, т.е. осознать всегда мыслимое в нем многообразное,
чтобы найти в нем этот предикат. Следовательно, это - аналитическое суждение.
Если
же я говорю все тела имеют тяжесть, то этот
предикат есть нечто иное, чем то, что я мыслю в простом понятии тела вообще.
Следовательно, присоединение такого предиката дает синтетическое суждение.
Все эмпирические суждения, как таковые,
синтетические. В самом деле, было бы нелепо основывать аналитические суждения
на опыте, так как, составляя эти суждения, я вовсе не должен выходить за
пределы своего понятия и, следовательно, не нуждаюсь в свидетельстве опыта.
Суждение, что тела протяженны, устанавливается a priori и не есть эмпирическое
суждение. В самом деле, раньше, чем обратиться к опыту, я имею все условия для
своего суждения уже в этом понятии, из которого мне остается лишь извлечь
предикат по закону противоречия, и благодаря этому я в то же время могу
сознавать необходимость этого суждения, которая не могла бы быть даже указана
опытом. Напротив, хотя в понятие тела вообще я вовсе не включаю предикат
тяжести, однако этим понятием обозначается некоторый предмет опыта через
какую-то часть опыта, к которой я могу, следовательно, присоединить другие
части того же самого опыта сверх тех, которые имеются в первом понятии. Я могу
сначала познать аналитически понятие тела через признаки протяженности,
непроницаемости, формы и пр., которые мыслятся в этом понятии. Но вслед за этим
я расширяю свое знание и, обращаясь к опыту, из которого я вывел это понятие
тела, нахожу, что с вышеуказанными признаками всегда связана также тяжесть, и
таким образом присоединяю синтетически этот признак к понятию тела как [его]
предикат. Следовательно, возможность синтеза предиката тяжести с понятием тела
основывается именно на опыте, так как оба этих понятия, хотя
одно из них и не содержится в другом, тем не
менее принадлежат друг к другу, пусть лишь случайно, как части одного целого, а
именно опыта, который сам есть синтетическое связывание созерцаний.
Но априорные синтетические суждения совершенно
лишены этого вспомогательного средства. Если я должен выйти за пределы понятия
А, чтобы познать как связанное с ним другое понятие - B, то на что я могу
опереться и что делает возможным синтез, если в этом случае я лишен возможности
искать его в сфере опыта? Возьмем суждение все, что происходит, имеет свою
причину. В понятии того, что происходит, я мыслю, правда, существование,
которому предшествует время и т.д., и отсюда можно вывести аналитические
суждения. Однако понятие причины целиком находится вне этого понятия и
указывает на нечто отличное от того, что происходит, и, значит, вовсе не
содержится в этом последнем представлении. На каком основании я приписываю тому,
что вообще происходит, нечто совершенно отличное от него и познаю понятие
причины, хотя и не заключающееся в первом понятии, тем не менее принадлежащее к
нему и даже необходимо? Что служит здесь тем неизвестным х, на которое
опирается рассудок, когда он полагает, что нашел вне понятия A чуждый ему, но
тем не менее связанный с ним предикат В? Этим неизвестным не может быть опыт,
потому что в приведенном основоположении второе представление присоединяется к
первому не только с большей всеобщностью, чем это может дать опыт, но и выражая
необходимость, стало быть, совершенно a priori и из одних только понятий.
Конечная цель всего нашего спекулятивного априорного знания зиждется именно на
таких синтетичес-
ких, т.е. расширяющих [знание], основоположениях,
тогда как аналитические суждения, хотя в высшей степени важны и необходимы, но
лишь для того, чтобы приобрести отчетливость понятий, требующуюся для
достоверного и широкого синтеза, а не для того, чтобы приобрести нечто
действительно новое.
|