В
постсоветское время в социальной философии всё в большей степени стала
проявлять себя мысль о том, что научно-техническая революция – это в определённой
мере пройденный этап не только в социальной теории, но и в жизни современного
общества. Такое мнение сохраняется в силу того, что, как в научной, так и в
учебной литературе, не всегда чётко выражалась сущность НТР. Как известно,
прогрессивное развитие всегда связано с количественными и качественными
изменениями. Если количественные и качественные изменения касаются
несущественных свойств, признаков явления, то эти изменения называются
эволюционными. Когда количественные и качественные изменения касаются
существенных основных свойств явления, то это уже революционные изменения. Революция
применительно к науке и технике означает коренное, качественное изменение
содержания науки и техники. Соответственно этому, сущность революции в науке
выражается в следующем:
1) происходит проникновение
науки во всё новые и новые области исследования, в силу чего постоянно
обновляется содержание науки;
2) происходит взаимосвязанный
процесс дифференциации и интеграции наук;
3) наука развивается
на индустриальной основе, в научных исследованиях постоянно используются
новейшие технические достижения; развитие науки осуществляется непосредственно
в производстве, создаются научно- технические комплексы.
Сущность
революции в технике выражается в следующем: происходит использование в технике
всё новых и новых видов энергии и вещества; постоянно обновляется материальная
основа технических систем; создаются и совершенствуются робототехнические системы
и осуществляется передача, во всё большей степени, техническим средствам
функций интеллектуальной, умственной деятельности человека.