Нравственное сознание. Общелогические основания морали.
Нравственное сознание. Общелогические основания морали.
Нравственное
сознание - это основная ценностная форма общ сознания, в кот находят отражения
общепринятые нормативы и оцеки чел деятельности. Нравств сознание отражает
отношения между личностями и те позиции, с кот человек оценивает свое
собственное Я. Формирование нравств созн в конечном счете определяется
необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности
людей.
Нормы нравств
сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения
людей, в поц их общения, будучи отражением и хакреплением их совместного
жизненного и истор опыта. Они закепляются признанием их ценности с точки зрения
всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юрид силы. Не
все однако в деят чел регулируется правовыми или нравств нормами. Сущ сфера общ
регуляции поведения, кот не может быть отнесена собственно к нравственности. К
ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом нормы нравственного
сознания образуют систему таких соц норм, кот регулируют межличностное общение
и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.
Истоки равств
сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, кот по опыту поколений
оказались полезными для сохран и развития общества и чел. Нравств сознание
общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных
предотвращать недозволенные с точки зрения общ интересов соц деяния. Однако
нравственое не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только
того, что нравств личность должна избегать, но и того, что обязана делать,
движивая долгом.
Особая
действенная сила нравств норм как раз и состоит в отсутствии их юрид
закрепленности. Такие нравств категории как совесть, чувство собств достоинства
и чести отражают имеющуюся у каждого чел возможность самостоятельно определять
и направлять свое поведение без постоянного контороля сос стороны общества в
виде различного рода санкций.
Как проявление
обществ сущности чел, нравственность - та фундаментальная черта, кот определяет
челов облик как таковой. Она следовательно есть родовой признак человека, вне
которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравств сознание -
необходимый фактор прогресса чел. общества, его гумманизации.
В совр науке
принято различать 2 уровня нравств сознания: обыденно-практический и
теоретический. Если в об-практ уровне отражаются реальные нравы общества, те
действующие и широко распространеные номы и оценки, кот подкреплены соц эконом
стр-рой общества, то на теорет уровне формируется прогнозируемый обществом
идеал, сфера абстрактного должествования, кот по понятным истор причинам
никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теорет уровень
нравственного сознания чаще всего называют моралью. Системы мор императивов как
совокупности конкретных, всегда проивопоставленных реальным нравам
непререкаемых истин истор изменчивы. Мораль критически относится к
существубщему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует
его реализации в дальнейшей соц практике.
Моральный
идеал - это перспектива общества, для теорет обоснования кот необходимо знать,
на какой действит стадии нравственного развития оно находится.