Наука и ее роль в обществе. Сциентизм и антисциентизм.
Наука и ее роль в
обществе. Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм (от
лат. scientia - знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе к-рой лежит
представление о научном знании
как о наивысшей культурной ценности
и достаточном условии ориентации человека в мире.
Идеалом для
сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и
методы естественнонаучного познания.
Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания
аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен
для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки
эффективных программ деятельности.
В качестве осознанной ориентации
сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно
возникает и противоположная мировоззренческая позиция - антисциентизм.
Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних
формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.
Противоборство
сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях совр.
научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия
науки на общественную жизнь. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё
более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др.
стороны - социальные
последствия развития науки оказываются далеко не однозначными, а в совр.
обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного
развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создаёт
питательную почву для сциентизма и антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает
науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм
всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за
различные социальные антагонизмы.
Конкретными
проявлениями сциентизма служат концепция науки, развиваемая в рамках совр. школ
неопозитивизма, технократич. тенденции, свойственные нек-рым слоям бюрократии и
науч.-технич. интеллигенции
в совр. обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания,
пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук.
Позиции антисциентизма защищают нек-рые направления современной философии
(прежде всего экзистенциализм),
а также представители гуманитарной интеллигенции.
Марксистская
философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки.
Подчёркивая исключит, роль науки в обществ, жизни, марксизм-ленинизм
рассматривает её в связи с др. формами обществ, сознания и показывает сложный,
многосторонний характер этой связи.
С этой точки
зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры
и вместе с тем - как один из гл. источников и стимуляторов ист. прогресса самой
культуры, материальной и духовной.
Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное
влияние, к-рое оказывают обществ, науки на весь ход обществ, развития, на
борьбу идей в совр. мире. В
марксистскй философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте
конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко
противоположную роль науч. знания в жизни общества