Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений.
Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений.
Первой специфически ч-кой формой общности, пришедшей на смену
первобытной орде, был род —
кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и
совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.
Объединение нескольких родов составляло племя
— тип этнической общности и социальной орг-ции людей доклассового общества.
Его хар-рные черты: общая территория; экономическая общность и взаимопомощь
членов данного племени, выражающаяся, напр., в коллективной охоте; общности
языка, происхождения и кровнородственные связи. Образование союзов племен,
сопровождавшееся усилением межплеменных хоз-ных и культурных связей, военные
столкновения, миграция населения, вызванные возникновением частной собственности
и классов,— все это приводило к постепенному смешению племен, к замене прежних
кровнородственных связей территориальными и к появлению новой формы истор.
общности — народности. Народность
— это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов
производства эконом-кая, языковая, территор-ная и культурная общность людей.
Становление гос-ва способствовало упрочению народности. Но в процессе истор. развития народности могли и не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку.
С развитием капиталист-х отн-й усиливались эконом-ие и культ-ые
связи, возникал нац. рынок, ликвидировалась хоз. раздробленность данной
народности и различные ее части сплачивались в одно национальное целое:
народности превращались в нации.
Нация – это общность людей, к-рая возникает в период становления
капитализма на основе общности эконом-й жизни, территории, языка, нек-рых
особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В отличие от
народности нация — более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей
придают «глубокие эконом. факторы».
Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей,
так и из людей неродственных племен, рас и народностей. Исторические
особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя,
культуры, географической и исторической среды, быта, традиций — все это
накладывает отпечаток на духовный облик нации, формирует специфические черты
нац-го хар-ра и нац-го самосознания.
Чрезмерная обращенность нац. сознания только на особенное в
нац. жизни может привести к национализму. Национализм - психология и
социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим. Он
поднимает на щит идеи нац. превосходства, нац. исключительности. Нация же
трактуется как высшая внеистор-кая и надклассовая форма общественного
единства, все соц. группы к-рого связаны общими интересами. Причем за
общенац-ные выдаются интересы господствующего класса, соц. группы или полит.
партии, к-рая в данных конкретно-истор-х условиях явл-тся носителем
националистической идеологии и политики.
Шовинизм проповедует неприязнь, а зачастую и ненависть к
другим народам. Подстать ему и расизм.
Однако у нации есть не только особенное - то, что отличает ее
от других наций, но и общее - то, что объединяет нек-рые из них: есть различные
нации, говорящие на одном языке, или живущие на общей тер-рии, или имеющие
много общего в своей истории, культуре, быту, психологии. Многоцветье наций
сост. богатство Человечества, его ценностный фонд.
В развитии наций сущ-ют две противоположные тенденции. Одна из
них выражается в активизации нац. жизни и нац. движений против угнетателей, в
формировании нац. гос-в. Другая – расширении взаимосвязей между нациями, в
разрушении межнациональных барьеров, в образовании единой экономики и
мирового рынка. Расцвет и взаимное обогащение наций, их добровольное сотрудничество,
неуклонный процесс интернационализации общественной жизни суть объективный
естественноисторический процесс.