Идеи Канта делится на два периода. В первый
периодон пытался решать философские
проблемы исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована
как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным. Во
второй периодКант пытается строго
отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от "вещей в себе".
Последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Первый период
называется докритическим, второй - критическим, когда К приступил к
критике разума, изложенной в "Критике чистого разума”. Поставил 4 вопроса: 1. Что я могу знать (Не стремиться,
чтобы наши понятия подводились под предметы, а наоб-т, предметы под понятия.), 2. Что мы д. делать (чел-к сам
выбирает, что делать. Действия д. носить такой хар-р, чтобы они давали
возможность представления чел-ка быть достаточным и радостным. Поступай так,
чтобы максима, к-ым ты руководствовался, м. стать з-ном), 3. На что я могу надеяться (С учетом того, что сущ-ет Бог,
загробный мир, душа, поэтому надеятся надо на Бога.), 4. Что такое чел-к (Чел-к не только объект мира, но и явл-ся
субъектом познания).
Докритический период. В работах
этого периода важное место занимали произведения, посвященные вопросам
естествознания и философии природы. Значение этих работ состояло в том, что в
них был поставлен вопрос о развитии в природе. К. развил гипотезу, согласно
к-рой солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве
частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства, повинуясь законам,
открытым Ньютоном. (развив. во времени).
Критический период.
Кант был
убежден в том, что в науках, дающих достоверное знание, источником их
всеобщности и необходимости не может быть опыт (как это утверждают эмпирики) и
разум (рационалисты), источником достоверного знания являются независимые от
опыта и предшествующие опыту (априорные) формы чувственности и рассудка. Эти
формы обусловливают возможность достоверной науки — математики и
естествознания, а в философии—возможность метафизики, этики, эстетики и религии
Логическое учение. Особенность учения К
– в различии двух типов логики – обычной (общей) и философской
(трансцендентальной). Обычная или общая, логика исследует формы понятия,
суждения, умозаключения, полностью отвлекаясь от вопроса о предметном
содержании того, что в этих формах мыслится. Трансцендентальная логика
исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный характер и
обусловливает возможность всеобщих и необходимых истин. Решение этих трех осн.
вопросов "Критики чистого разума” К. приурочивает к исследованию трех основных
способностей познания: 1)чувственности (способности ощущений), 2)рассудка
(способности понятий и суждений) 3) разума (способности умозаключений,
доходящие до идей, т. е. до понятий о безусловной целостности всех
обусловленных явлений).
Этическое учение. В этике им был
сформулирован так называемый категорический императив или общезначимое
нравственное правило, определяющее форму морального поступка человека: поступай
так, чтобы правило, которым ты руководствуешься, могло стать всеобщим законом. Всякая
личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство
для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего
блага.
Социально-политическое
учение. "Идеях всеобщей истории, "О вечном мире” К.
развил идею о верховной власти народа (о народном суверенитете).Идеальным
состоянием общества К. признавая мир между отдельными лицами и между
государствами Наблюдения К. над мучительным, полным противоречии и крайне
замедленным ходом движения нем. общества от феодализма к капитализму привели
его к мысли, что противоречивость историч. процесса —необходимое условие
совершенствования человеч. рода.