ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАКТИКИ. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАКТИКИ. РОЛЬ ПРАКТИКИ В
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Особое место
в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию
действительности. При этом познание и практика различны и в то же время
взаимосвязаны между собой (познание представляет собой духовную, а практика
материально-предметную деятельность). Но они и связаны между собой, поскольку
практика имеет свою познавательную сторону, а познание практическую.
Понятие
практики в истории фил трактовалось по-разному:
1. Субъективный идеализм. Практика –
духовная деятельность, сфера переживаний или вообще игнорирование этой
категории.
2. Объективный идеализм. Практика –
духовная теоретическая деятельность, реализация цели, отностящейся к области
абсолютного (деятельность обусловленная волей, интуицией или подсозн началом.,
например "религиозный опыт”).
3. Материалистическая метафизика.
Практика – опыты ученого в области эмпирического познания (наблюдение,
эксперимент).
Общественная
жизнь в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же
многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества.
Это и
семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания,
военная деятельность и т.д.
I.Прежде
всего практика выступает как источник познания,
поскольку она формирует объект познания. Вводя предметы в практический оборот,
человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде
ощущений, представлений.
II. Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В
практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности
выступают как важнейшая движущая сила познания.
В конечном
счете "скачок" от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики
в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.
Недопустима
абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее
обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания
нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии,
больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать
практику.
III. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические
средства научного исследования.
IV. Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики
на познание одинаково ошибочны обе крайности и узкий практицизм и попытки ухода
в так называемую "чистую" науку.
Наряду с этим
важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное
обратное влияние на практику, реализуя, в частности,
информационно-отражательную, проектно-конструкторскую, регулятивную и
корригирующую, предсказательную, прогнозирующую функции познания, формируя
идеальные планы деятельности.
Т.о. практика – это
материальная, чувственно предметная целенаправленная деятельность людей,
имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и
составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания.