Осн. тезисы: 1) в основу
мировоззрения кладутся нерелигиозно-мистическиеили идеалистические,
а выводы современного естествознания; 2)М.открытопризнал свою связь с интересами определенного
класса - пролетариата; 3)какследствие ставится принципиально новая задача
- неограничиватьсяобъяснениеммира,а выбрать методологию
егопреобразования,впервуюочередь-преобразования обществанаосновесознательнойрев.деятельности;4)отсюдацентрФ. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных
человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем
устройствемира наобластьпрактики;5)этоприводитктому,чтомат-змвпервые распространяется на понимание
общественной жизни; 6) наконецсамипознаниеи мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриватьсянекакпродукт развития природы, но
как результатсложнойисторическойобщественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Осн. принцип: антогонизм
междупроизводственнымисиламиипроизводственными отношениями -
движущая силавпереходеотоднойкдругойобщественно-эк. формации
(исторически определенный тип общества, представляющие особуюступень его развития). История
рассматривается объективно, вне личности.
Непосредственными
теоретическими источниками философии марксизма, по свидетельству Ф. Энгельса,
явилисьидеалистическая диалектикаГ. Гегеля и антропологический материализм Л.
Фейербаха.
Важнейшими
естественнонаучными предпосылками формированиямарксистской философии Ф. Энгельс назвал открытие закона сохранения и
превращения энергии, обоснование теории клеточного строения живых организмов и
эволюционную теорию Ч. Дарвина.
Социальными
предпосылками становления новой философской стратегии явились события в жизни
индустриального общества в первой половине XIX в. Принципиальная новизна
философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической
практики. Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение
к миру, как основа преобразования человеком окружающей действительности и
самого себя.
В марксистской философии идеи материализма и
диалектики получили последовательное распространение на область исследования
общественной жизни:тенденций развития
социально-экономической структуры человеческого общества, его социальной
динамики.
Главным философскимоткрытием К. Маркса стало материалистическое
понимание истории. Марксистская философия по-новому решила вопрос о роли идей в
жизни общества. Она обнаружила скрытые детерминанты экономического характера за
рождающимися в социальной системе и направляющими ход ее развития
идеологическими построениями, исследовала механизм их влияния на процессы
социальной жизни.