Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший
представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы
объективного идеализма и теории (метода) диалектики.
Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в
состоянии беспрерывного движения, изменения, преобразования и развития, а также
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение
философии Гегеля заключается в том, что в ней в систематической форме изложено
диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод
исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую
всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития
объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и
всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в
корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике
метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме,
законы и категории диалектики, категории качества и количества. Качество - это
то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но
до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона
диалектики Гегеля:
1.Закон перехода количественных
отношений в качественные (при изменении количественных отношений после
определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2.Закон направления развития
(отрицание отрицания). Диалектическое отрицание: если сохраняется нечто от
первого объекта, то происходит воспроизведение этого объекта, но в другом
качестве.
3.Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие таится между формой и содержанием,
возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба
противоположностей. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба
ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или
компромисс.
Гегель подчеркивал, что невозможно
понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому
действительным целым является не «голый результат», а результат вместе со своим
становлением. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по
замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от
содержания к содержанию. В этом процессе совершается взаимопереход
количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником
развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого
движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания.
В
основе всех явлений природы и общества, по Гегелю, лежит абсолют, духовное и
разумное начало - «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это
начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а
точнее, в самопознании.