Эпоха
Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв.,
приходится на последние столетия средневекового феодализма. Эпоха Возрождения —
это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и
отношении к нему.
Возникает
убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека
обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере
мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Важнейшая
особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов
и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание
новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец,
если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность
философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший
объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического
бытия.
Человек
эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых
понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманистическая
мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых
стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по
сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Утверждается, что
Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но
предоставил ему возможность творить самого себя. Одним из наиболее значительных
достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом
Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Центральная идея
космологической доктрина Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. Учение
Николая Кузанского о безграничности космоса ставило под сомнение
богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым
следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.