XVIII
в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения
наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверииВеликой французской буржуазной революции 1789
года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к
убеждению, что прогресс науки и культуры в целомспособен в корне преобразовать жизнь человека
и общества.Выдающимися философами
эпохи Просвещения во Франции являлись:Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э.
Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.
Для
философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении
всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в
понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический
оптимизм.
Органической
частью философского мировоззрения эпохи Просвещенияявлялись социальные идеи. Усилия
просветителей были направлены на разработкупрограмм общественных преобразований, соответствующих естественной
человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического
прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и
научных идей.Суть социального прогресса
усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.
После
продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П.стали изучать природу. Большое кол-во наук
быстро прогрессировало.Кручевсехбыла механика. Так, ее строгиематематич.законыпопыталисьобобщитьуровень природы, упрощая
естественные з-ны жизни. Так и появился механистический мат-зм,
человечествостаралосьсистематизироватьполученныезнания, выделяя в каждом объекте егоотличительныечерты,отвлекаяилинеобращая своего внимания на тот факт, что сам
изучаемый объект может меняться. В этоми состояла сущность ММ.ПослеоткрытияДарвином его эволюционной теории стало ясно,
чтокаждыйобъектилиприродавцелом должны быть изучены в процессе их развития.
Представители
ММ не учитывали и активности сознания, видя в нем лишьпассивное отражение матер. действительности.
В виду этогоониутверждая,чтосознание человека,егоповедение,образжизниопределяютсяустройствомеготела, выдвигалиитакойвзгляд.Человек,говорилиони,-частьприроды,он материальное существо полностьюотнеезависящее.
Осн. аспекты эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ : 1)
вместо осн. догматов (религ.) на первое место-рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична,исследуетчеловекаспозиций полезности для общества; 4)
"Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм.