Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
Эстетическое
сознание и искусство. Функции искусства.
Эстетическое
сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и
внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в
целом. Синтетическая функция эстет формы освоения действительности проявилась
уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами
произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую
создавались как худож тексты.
Необходимо
различать два во многом совпадающих, но не тождеств понятия - эстетическое
сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания.
Эстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет
позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все,
что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера
деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную
цель.
В истории
культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая - онтологическая- трактует
эст сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая -
гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его
в качестве атрибута одного только челов сознания.
Эта двоякая
природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстет
созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстет ощущения от
объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по своей природе,
невозможно без внешнег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда
имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть
необходимое условие эстет наслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от субъекта?
В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен
приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость
созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И
только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его
очеловеченный дух смысл - может состояться эстетическое событие.
Между тем не
только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстет акте.
Вскрывая в объекте его внутр смысл чел тем самым как бы одаряет природу
частицей своего духа. Чел созерцает себя в созданном им мире. В наиболее
конкретном и наглядном виде это опредмечивание чел сущности проявляется в
процессе труда и возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами.
Т.о. между
эстет сознанием и развитием труд деятельности людей имеется генетическая связь.
Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общ созания эстетическое тем и
отличается от прагматического, что предполагает бескорыстное любование, жестко не
связанное с категорией пользы.
Искусство и
философия. Соотношение искусства и фил исторически менялось. Для эпохи
Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл
живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно
обнимает первую истину. Аналог миссия признавалась и за поэзией и за
архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей
о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.
Для 19 в на
первый план выдвинулось проблема иеархического строения знания гуманит наук.
Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над
фил, а Гегель,наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание
самопознания абс идеи его высшей формой - философией.