Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
(см. также вопрос 58,
59)
Духовная жизнь общества – это взятая в процессе развития
совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, к-рые
развиваются на основе практической деятельности людей. Духовная жизнь вкл. в
себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.
Духовное производство составляет деят-ть людей по
познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах,
теориях. Она осущ-тся учеными, идеологами, художниками, к-рые создают духовные
ценности – научные теории, произведения искусства и т.д., способные передавать
людям чувства, знания, представления о мире.
Духовное общение – это деят-ть людей по обмену,
распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание).
Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования,
воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры.
В процессе духовного общения и потребления духовных ценностей
формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том
числе и общественное сознание.
Совокупность обобщенных идей, теорий, взглядов, представлений,
чувств, верований, эмоций людей, настроений, в к-рых отражается природа, матер.
жизнь общества и вся система общественных отношений, составляет содержание общественного сознания (О.С.) и
образует духовную реальность.
О.С. формируется и развивается вместе с возникновением общественного
бытия, т. к. сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и
общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные
элементы, в том числе и О.С. Т.о. сущность сознания в том и состоит, что оно
может отражать общественное бытие только при условии одновременного
активно-творческого преобразования его.
Связь между общественным бытием и О.С. многогранна и разнообразна.
Так, вещи, созданные ч-ком, представляют собой опредмечивание соответствующих
идей, органически содержат, т.о., в себе элементы О.С.. В своем влиянии на
бытие сознание может как преобразовывать его через практическую деят-ть, так и
оценивать его, выкрывать его потаенный смысл, прогнозировать. Т.е. О.С.
порождается материальными условиями жизни людей, в системе к-рых главную роль
играет способ производства матер. благ.
О.С. может как
отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества
эволюционного процесса. В этом плане О.С. мажет играть роль активного
стимулятора общественного прогресса, либо механизма его торможения. Сознание не
просто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, проникнуть
в ее сущность и преобразовать. Мощная преобразовательная сила О.С. способна
воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и
предсказывая перспективы. Т.е. О.С. по своему содержанию и специфическим формам
носит исторический хар-р и обладает
относительной самостоятельностью,
т.е. способно развиваться по свойственным ему специфическим законам,
действующим в рамках общей зав-ти О.С. от общественного бытия.