Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философ-материалист и
атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Характерная черта
материализма Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто
природного, биологического существа, как «единственного, универсального и
высшего предмета новой философии».
Фейербах приходит к выводу, что вопрос об
отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь
человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении
мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.
Человек неотделим от природы; мышление есть
необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности.
Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по
Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит
отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху -прежде всего
чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида
Основой антропологии Фейербаха является
материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью,
а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение
относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.
По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек —
центр всей методологии. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и
религия, но также и философия, логика, методология, наука и т.п. — все это
проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности.
В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического
сенсуализма, полагая, что единственным источником нашего познания являются
ощущения.
С точки зрения диалектического
содержания в истории материализма Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что
его материализм однозначно оценивается как сугубо и исключительно
метафизический.
Заслугой Фейербаха является подчеркивание
связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг идеалистический характер
гегелевской диалектики Основное содержание и смысл философии Фейербаха -
отстаивание материализма. В теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма
и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Религия рассматривается
Фейербахом как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в
лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает
как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах
видит в в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества.
Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку
стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый
человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к
другим людям.