Дарквейв. DarkWave. История.
Историю стиля можно условно разбить на три периода. Первый (80-е годы)
- эпоха его зарождения. Второй, начало которого можно отнести к
1989-1990 гг, характеризуется взрывным формированием NDT в Германии и
практически одновременным появлением целой плеяды ярких групп. Третий,
начавшийся в конце 90-х годов, характеризуется, с одной стороны, общим
спадом интереса к стилю, а с другой - усложнением и обогащением саунда,
пересечением с другими стилями. Можно выделить три основных
направления, стоявших у истоков дарквейва - это нью вейв, готик-рок,
индастриал. Их влияние прослеживается в творчестве пионеров стиля в
разных пропорциях. Как уже упоминалось, одними из первых были Alien Sex
Fiend, однако группа настолько самобытна, что привезти какие-либо
примеры похожего саунда затруднительно. Пионерами немецкого дарквейва,
по всей видимости, были Deine Lakaien - дуэт композитора и клавишника
Эрнста Хорна (Ernst Horn) и вокалиста Александра Вельянова (Alexander
Veljanov), основанный в 1985 году. Их музыка стилистически близка к new
wave, но отличается более тревожным, диссонансным звучанием с
нетипичным для того времени "рыдающим" вокалом Александра Вельянова. Французы
Die Form, дуэт композитора (и высокопрофессионального фотографа)
Филиппа Фишо и вокалистки Элиан П., существует с конца 70-х годов и
исполняет машиноподобную ритмичную авангардно-минималистскую
электронную музыку, продолжающую традиции Kraftwerk, Cabaret Voltaire и
Throbbing Gristle. По особенностям ритма, мрачной холодной эстетике, а
также благодаря сочетанию эротизма, болезненности, жестокости,
наслаждения и смерти, творчество группы также обозначается как
дарквейв, представляя (с музыкальной точки зрения) его индустриальное
крыло. На рубеже 80-х и 90-х годов в Германии и сопредельных
странах практически одновременно возникает сразу несколько проектов,
представляющих в своем творчестве то, что позднее охарактеризуют как
NDT: Das Ich, Lacrimosa, Goethes Erben, Sopor Aeternus. Все они стали
классикой стиля и сформировали его ядро. Наиболее жесткими среди
них были Das Ich; их хиты "Kain und Abel" и "Gott ist Tod" с дебютного
альбома "Die Propheten" (1991) сразу стали визитной карточкой группы.
Лидер группы Бруно Крамм (Bruno Kramm) одновременно является владельцем
основанного в начале 90-х лейбла Dance Macabre (на котором помимо
грандов стиля вроде Das Ich, Relatives Menschsein, Endraum,
записывалось множество менее известных групп). Раннее творчество
Lacrimosa ("Angst" 1990, "Einsamkeit" 1991) в музыке, лирике, внешнем
имидже представляет собой смешение пост-панка, немецкого романтизма,
классицизма, и лучше всего иллюстрирует принадлежность стиля к готике.
Goethes Erben и Relatives Menschsein (оба проекта родились в 1989 году)
оказались схожими и по достаточно минималистичному, чуткому
электронному звучанию, и по эмоционально-напряженной манере вокала, и
по тяжелой, болезненной лирике. Освальд Хенке (Oswald Henke), основной
участник Goethes Erben, превратил музыку в театральное представление,
пьесу, исполняемую в психиатрической лечебнице. И наконец, из классиков
NDT упомянем наиболее загадочный, болезненный и шокирующий проект -
Sopor Aeternus. Первая демо-запись проекта (1989) и полноформатный
альбом "Ich Tote Mich" (1994) явили миру воистину искусство смерти -
холодное, завораживающее, тлетворное, уродливое, без жалости и
сантиментов. 90-е - золотое время для развитие стиля, который
надолго стал определяющим на немецкой готической сцене. Одновременно с
развитием собственно музыки, создается и система независимых лейблов,
специализирующихся на NDT и по большей части принадлежащих самим
"отцам-основателям": Danse Macabre (DAS ICH), Apocalyptic Vision (SOPOR
AETERNUS), Hall Of Sermon (LACRIMOSA). Растущей популярности нового
направления способствовал и проводящийся с 1992 года общегерманский
фестиваль готической музыки Wave Gotik Treffen, в котором принимали
участие большинство классиков NDT. Дальнейшее развитие дарквейва
сделало саунд более разнообразным - Endraum представляют музыку,
близкую к ethereal, в которой декламация оттеняется спокойными
клавишами и скрипкой. На сочетании элементов этереала (романтическая
атмосфера, женский вокал) и дарквейва (электронная основа,
специфический ритм) строят свою музыку ряд коллективов (как правило,
сайд-проектов), таких как Die Verbatten Kinder Eva's, Aurora и др.
Diary Of Dreams и Illuminate развивают мягкий и хитовый romantic
darkwave. С середины 90-х намечается тенденция к слиянию элементов
дарквейва и готик-металла (Sanguis Еt Cinis, позже Samsas Traum).
С конца 90-х наблюдается взрыв популярности более ритмичной,
клубно-хитовой электронной музыки (в этом плане показательна ситуация
на Dance Macabre: с лейбла исчез дарквейв, все новички играют dark
electro и прочую ритмичную электронику). Такие группы, как Illuminate,
Diary of Dreams, Umbra et Imago, выходят на пик популярности благодаря
хитовым запоминающимся мелодиям и доступной лирике, постепенно вытесняя
"заумных шизофреников". В целом интерес к классическому дарквейву
постепенно спадает. Новых ярких групп достаточно немного. Other Day
развивают идеи Goethes Erben, Stillste Stund отмечают свою
приверженность к традициям немецкого романтизма. Алекс Каште (Alexander
Kaschte) и его проект Samsas Traum в своем раннем творчестве
представляет безумную смесь сырого дарквейва и блэк-металла (сборник
демок Nostalgia, затем Oh Luna Mein). Его музыку и лирику отличает
крайняя эмоциональность, нервозность и экспрессия, которым могут
позавидовать отцы-основатели NDT. К XXI веку классики стиля
продолжают развивать собственные идеи, хотя количество ярких альбомов
уже очень небольшое. Тем не менее, характерно максимальное обогащение
саунда, который может сочетать ритмичную электронику, тяжелые гитары,
симфонические вставки и т.д. (Sopor Aeternus "Es reiten die Toten so
schnell" и "La chambre d'echo", Samsas Traum "Tieonidea"). Другая
тенденция - обогащение готик-рока и дезрока мрачной электроникой, целый
ряд релизов выдержан в подобном ключе. Если Chants of Maldoror и Violet
Stigmata, при наличии ряда четко дарквейвовых композиций, в целом
относятся к deathrock, то Eva O (Damnation/Ride the Madness) - типичный
мрачный, истеричный и при этом жесткий дарквейв. Наконец, все
яркие черты дарквейва - жесткий, местами ломаный, местами динамичный
ритм, мрачный электронный саунд, эмоциональный вокал, шизоидный имидж -
объединила в себе недавно давшая о себе знать группа Anders Manga (One
up for the Dying, 2005), признанная многими журналами открытием года и
вошедшая в ряд соответствующих компиляций. Но это единичный случай, по
некоторым данным в Германии существует немало групп, ушедших в
андерграунд и потому практически неизвестных. Таким образом,
несмотря на развитие готической сцены в электронно-танцевальную
сторону, darkwave обнаружил достаточный запас экспрессии и шизофрении,
чтобы выжить и продолжать развиваться.
|